|
38
- 36 -
пока пріисканіе и назначеніе учителей зависѣло отъ сельскихъ обществъ и земской полиціи, школы не оставались безъ нихъ, потому что общества и земская полиція, зная невозможность имѣть подготовленныхъ учителей, по необходимости требовали отъ назначаемыхъ лицъ весьма небольшихъ познаній, главнымъ образомъ обращали вниманіе на то, чтобы они нравственными качествами внушали довѣріе родителямъ къ школѣ. Такой порядокъ вещей вызванъ мѣстными условіями края: недостаточностью въ людяхъ для всѣхъ родовъ службы, легкостью и большею матеріальною обезпеченностью другихъ профессій, сравнительно съ профессіей сельскаго учителя, — вслѣдствіе чего сколько нибудь развитый учитель ищетъ и скоро находитъ другое мѣсто. Не принять этихъ условій во вниманіе значило остаться почти безъ учителей; такъ дѣйствительно и вышло, когда школы перешли въ вѣденіе Министерства Народнаго Просвѣщенія и дирекція училищъ, нашедши учителей раньше назначенныхъ и удовлетворявшихъ требованія родителей недостаточно подготовленными, стала замѣнять ихъ другими, затруднивъ доступъ къ этой обязанности требованіемъ экзамена или свидѣтельства на право обученія и не имѣя возможности знать нравственныя качества назначаемыхъ лицъ, какъ знало общество, а при ограниченности персонала и при громадности растояній, не будучи въ состояніи контролировать вліяніе на учащихся и ихъ преподавательской способности. Отсюда произошло то, что назначенія дирекціи были большею частью весьма неудачны, выбранныя лица и небрежностью въ предподаваніи и поведеніемъ своимъ убѣждали родителей въ безполезности школы; когда же до дирекціи доходили справедливые притязанія крестьянъ (нужно знмѣтить весьма не скоро), то она устраняла дурныхъ учителей, но происходилъ перерывъ въ ученіи довольно продолжительный, а за тѣмъ если и отыскивался новый учитель, то по качествамъ своимъ не много., лучшій, на что указываетъ частая перемѣна ихъ. Священники и церковные служители, взявшіе на себя учительство во многихъ школахъ за весьма небольшое вознагражденіе, сравнительно съ жалованьемъ лицъ, назначаемыхъ дирекціей, такъ же служили упадку школъ, ибо, будучи постоянно отвлекаемы исполненіемъ духовныхъ требъ своихъ прихожанъ, относились невнимательно къ
|
38
36
пока пріисканіе и назначеніе учителей зависѣло отъ сельскихъ обществъ и земской полиціи, школы не оставались безъ нихъ, потому что общества и земская полиція, зная невозможность имѣть подготовленныхъ учителей, по необходимости требовали отъ назначаемыхъ лицъ весьма небольшихъ познаній, главнымъ образомъ обращали вниманіе на то, чтобы они нравственными качествами внушали довѣріе родителямъ къ школѣ. Такой порядокъ вещей вызванъ мѣстными условіями края: недостаточностью въ людяхъ для всѣхъ родовъ службы, легкостью и большею матеріальною обезпеченностью другихъ профессій, сравнительно съ профессіей сельскаго учителя, — вслѣдствіе чего сколько нибудь развитый учитель ищетъ и скоро находитъ другое мѣсто. Не принять этихъ условій во вниманіе значило остаться почти безъ учителей; такъ дѣйствительно и вышло, когда школы перешли въ вѣденіе Министерства Народнаго Просвѣщенія и дирекція училищъ, нашедши учителей раньше назначенныхъ и удовлетворявшихъ требованія родителей недостаточно подготовленными, стала замѣнять ихъ другими, затруднивъ доступъ къ этой обязанности требованіемъ экзамена или свидѣтельства на право обученія и не имѣя возможности знать нравственныя качества назначаемыхъ лицъ, какъ знало общество, а при ограниченности персонала и при громадности растояній, не будучи въ состояніи контролировать вліяніе на учащихся и ихъ преподавательской способности. Отсюда произошло то, что назначенія дирекціи были большею частью весьма неудачны, выбранныя лица и небрежностью въ предподаваніи и поведеніемъ своимъ убѣждали родителей въ безполезности школы; когда же до дирекціи доходили справедливые притязанія крестьянъ (нужно знмѣтить весьма не скоро), то она устраняла дурныхъ учителей, но происходилъ перерывъ въ ученіи довольно продолжительный, а за тѣмъ если и отыскивался новый учитель, то по качествамъ своимъ не много., лучшій, на что указываетъ частая перемѣна ихъ. Священники и церковные служители, взявшіе на себя учительство во многихъ школахъ за весьма небольшое вознагражденіе, сравнительно съ жалованьемъ лицъ, назначаемыхъ дирекціей, такъ же служили упадку школъ, ибо, будучи постоянно отвлекаемы исполненіемъ духовныхъ требъ своихъ прихожанъ, относились невнимательно къ
|