|
39
- 37 -
обязанностямъ по училищу.
Несмотря на такой неблагопріятный ходъ училищнаго дѣла, крестьяне съ году на годъ увеличивали средства на содержаніе школъ, хотя въ разныхъ мѣстностяхъ въ неодинаковомъ размѣрѣ и въ 1870г.., вслѣдствіе сдѣланнаго раньше предложенія содѣйствовать денежными средствами къ учрежденію въ г. Иркутскѣ учительской семинаріи, для подготовленія народныхъ учителей на всю Восточную Сибирь, 18 волостей общественными приговорами обязались вносить ежегодно по 1300 р., съ тѣмъ, чтобы каждая волость, вносящая по 100 р. въ годъ, имѣла право съ открытіемъ семинаріи помѣстить въ оную своего стипендіата.
Настоящій краткій очеркъ показываетъ, что главная причина дурнаго состоянія сельскихъ школъ въ губерніи есть полное отсутствіе учителей педагогически подготовленныхъ и недостатокъ въ лицахъ для этихъ обязанностей, получившихъ даже только нисшее образованіе; сознаніе этого выразилось въ предположеніи учредить учительскую семинарію.
Не отвергая вообще необходимости и полезности открытія учительской семинаріи въ Иркутскѣ, я считаю долгомъ своимъ высказать нѣкоторыя соображенія о степени полезности ея для Енисейской губерніи. Принимая во вниманіе: 1) что волостей, имѣющихъ право на помѣщеніе въ будущую Иркутскую семинарію своихъ степендіатовъ, пять, такъ какъ только это число обязалось вносить по 100 р., 2) что для поднятія уровня народныхъ первоначальныхъ школъ уже въ настоящее время чувствуется потребность въ десяткахъ подготовленныхъ учителей, и 3) что до открытія семинаріи въ Иркутскѣ пройдетъ примѣрно года два, да на подготовленіе учителей потребуется четыре года, — я прихожу къ той мысли, что крестьяне Енисейской губерніи, внося въ теченіи нѣсколькихъ лѣтъ значительную сумму денегъ на обученіе грамотности своихъ дѣтей и ежегодно увеличивая эту цифру, если и будутъ имѣть впослѣдствіи хорошихъ учителей изъ семинаріи, то крайне недостаточно сравнительно съ потребностью въ нихъ и еще очень не скоро. Между тѣмъ такой порядокъ необходимо усилитъ уже существующее недовѣріе къ полезности затратъ на содержаніе школъ, а отсюда явится и упорство въ уплатѣ денегъ на
|
39
37
обязанностямъ по училищу.
Несмотря на такой неблагопріятный ходъ училищнаго дѣла, крестьяне съ году на годъ увеличивали средства на содержаніе школъ, хотя въ разныхъ мѣстностяхъ въ неодинаковомъ размѣрѣ и въ 1870г.., вслѣдствіе сдѣланнаго раньше предложенія содѣйствовать денежными средствами къ учрежденію въ г. Иркутскѣ учительской семинаріи, для подготовленія народныхъ учителей на всю Восточную Сибирь, 18 волостей общественными приговорами обязались вносить ежегодно по 1300 р., съ тѣмъ, чтобы каждая волость, вносящая по 100 р. въ годъ, имѣла право съ открытіемъ семинаріи помѣстить въ оную своего стипендіата.
Настоящій краткій очеркъ показываетъ, что главная причина дурнаго состоянія сельскихъ школъ въ губерніи есть полное отсутствіе учителей педагогически подготовленныхъ и недостатокъ въ лицахъ для этихъ обязанностей, получившихъ даже только нисшее образованіе; сознаніе этого выразилось въ предположеніи учредить учительскую семинарію.
Не отвергая вообще необходимости и полезности открытія учительской семинаріи въ Иркутскѣ, я считаю долгомъ своимъ высказать нѣкоторыя соображенія о степени полезности ея для Енисейской губерніи. Принимая во вниманіе: 1) что волостей, имѣющихъ право на помѣщеніе въ будущую Иркутскую семинарію своихъ степендіатовъ, пять, такъ какъ только это число обязалось вносить по 100 р., 2) что для поднятія уровня народныхъ первоначальныхъ школъ уже въ настоящее время чувствуется потребность въ десяткахъ подготовленныхъ учителей, и 3) что до открытія семинаріи въ Иркутскѣ пройдетъ примѣрно года два, да на подготовленіе учителей потребуется четыре года, — я прихожу къ той мысли, что крестьяне Енисейской губерніи, внося въ теченіи нѣсколькихъ лѣтъ значительную сумму денегъ на обученіе грамотности своихъ дѣтей и ежегодно увеличивая эту цифру, если и будутъ имѣть впослѣдствіи хорошихъ учителей изъ семинаріи, то крайне недостаточно сравнительно съ потребностью въ нихъ и еще очень не скоро. Между тѣмъ такой порядокъ необходимо усилитъ уже существующее недовѣріе къ полезности затратъ на содержаніе школъ, а отсюда явится и упорство въ уплатѣ денегъ на
|