165

Обзор ВерсииПомощь

Здесь вы можете увидеть все версии страниц и сравнить изменения, сделанные в каждой версии. Левая колонка показывает заголовок страницы и расшифровку в выбранной редакции, правая колонка показывает, что было изменено. Неизмененный текст выделен белым, удаленный текст выделен красным, а вставленный текст выделен зеленым цветом.

3 редакция
Елизавета Драй Oct 07, 2024 09:19 AM

165

— 358 —

какимъ печальнымъ послѣдствіямъ приходятъ тѣ уче-
ники, которые мудрствуютъ лукаво, которые въ своей
юности потворствуютъ страстямъ и которые не пріучи-
ли себя къ добру во время школьнаго своего воспи-
танія? Что означаютъ эти, такъ нынѣ часто повторяю-
щіяся и столь достойныя скорби, рыданія и плача,
явленія, каковы, самоубійства,—не суть ли онѣ прямыя
послѣдствія неправильнаго воспитанія юношей еще во
время ихъ школьнаго обученія? Не то я хочу сказать
этимъ, что будто школа можетъ давать ученикамъ непра-
вильное воспитаніе; нѣтъ, школа всегда заботится и
сообщить своимъ воспитанникамъ правильное понятіе
о предметахъ вѣры, нравственности и общественнаго
порядка, и развить въ ихъ сердцѣ благородныя чув-
ствованія и направить волю ихъ къ добру; но что та-
кое ложное и гибельное направленіе пріобрѣтается уче-
никам и чрезъ чтеніе запрещенныхъ сочиненій и чрезъ зна-
комство съ людьми отрицательна направленія и сомни-
тельнаго поведенія. Итакъ, воспитанники, если вы люби-
те себя самихъ, то будьте такими, какими желаетъ ви-
дѣть васъ школа и какими вы должны быть по идеѣ школы.
Подобною же любовію любите и другъ друга. Каж-
дый изъ васъ долженъ побуждать другъ друга къ до-
стиженію назначенія школы. Такъ, видите ли вы, что
товарищъ вашъ лѣнится учиться,—старайтесь своими
увѣщаніями побудить его усердно заниматься изученіемъ
преподаваемыхъ наукъ. Напротивъ, видите ли вы, что
вашъ товарищъ и усердно трудится надъ изученіемъ на-
укъ, но, по своимъ небогатымъ дарованіямъ, не можетъ
хорошо понять изучаемаго имъ урока,—разъясните ему
урокъ и тѣмъ помогите ему усвоить урокъ. Или, вашъ
товарищъ, по своей лѣности, уклоняется отъ посѣще-
нія уроковъ, или во время уроковъ сидитъ разсѣянно

165

— 358 —

какимъ печальнымъ послѣдствіямъ приходятъ тѣ уче-
ники, которые мудрствуютъ лукаво, которые въ своей
юности потворствуютъ страстямъ и которые не пріучи-
ли себя къ добру во время школьнаго своего воспи-
танія? Что означаютъ эти, такъ нынѣ часто повторяю-
щіяся и столь достойныя скорби, рыданія и плача,
явленія, каковы, самоубійства,—не суть ли онѣ прямыя
послѣдствія неправильнаго воспитанія юношей еще во
время ихъ школьнаго обученія? Не то я хочу сказать
этимъ, что будто школа можетъ давать ученикамъ непра-
вильное воспитаніе; нѣтъ, школа всегда заботится и
сообщить своимъ воспитанникамъ правильное понятіе
о предметахъ вѣры, нравственности и общественнаго
порядка, и развить въ ихъ сердцѣ благородныя чув-
ствованія и направить волю ихъ къ добру; но что та-
кое ложное и гибельное направленіе пріобрѣтается уче-
никам и чрезъ чтеніе запрещенныхъ сочиненій и чрезъ зна-
комство съ людьми отрицательна направленія и сомни-
тельнаго поведенія. Итакъ, воспитанники, если вы люби-
те себя самихъ, то будьте такими, какими желаетъ ви-
дѣть васъ школа и какими вы должны быть по идеѣ школы.
Подобною же любовію любите и другъ друга. Каж-
дый изъ васъ долженъ побуждать другъ друга къ до-
стиженію назначенія школы. Такъ, видите ли вы, что
товарищъ вашъ лѣнится учиться,—старайтесь своими
увѣщаніями побудить его усердно заниматься изученіемъ
преподаваемыхъ наукъ. Напротивъ, видите ли вы, что
вашъ товарищъ и усердно трудится надъ изученіемъ на-
укъ, но, по своимъ небогатымъ дарованіямъ, не можетъ
хорошо понять изучаемаго имъ урока,—разъясните ему
урокъ и тѣмъ помогите ему усвоить урокъ. Или, вашъ
товарищъ, по своей лѣности, уклоняется отъ посѣще-
нія уроковъ, или во время уроковъ сидитъ разсѣянно