F_24_9_0207-0026

Обзор ВерсииПомощь

Здесь вы можете увидеть все версии страниц и сравнить изменения, сделанные в каждой версии. Левая колонка показывает заголовок страницы и расшифровку в выбранной редакции, правая колонка показывает, что было изменено. Неизмененный текст выделен белым, удаленный текст выделен красным, а вставленный текст выделен зеленым цветом.

5 редакция
Артамонова Анастасия Sep 22, 2024 02:42 PM

F_24_9_0207-0026

— 28 —

дальше по Чулыму отъ Ачинска вверхъ, до того мѣста, гдѣ онъ близко подходитъ къ Енисею, и прорытiя разъединяющаго эти рѣки материка.

Въ 1869 г. приплылъ въ с. Маковское, Яланской волости, Енисейскаго округа, отстоящее отъ г. Енисейска на 96 верстъ, по рѣкѣ Кети пароходъ изъ Тобольска; почему, въ виду вѣроятнаго развитiя пароходства по этому пути, былъ командированъ чиновникъ для собранiя свѣденiй о форватерѣ р. Кети, о возможности устройства пристани и о проложенiи кратчайшей дороги до г. Енисейска. Добытыя этимъ путемъ свѣденiя показали, что серьезнаго значенiя пароходству по Кети, даже если бы оно развилось, давать не возможно, такъ какъ, во 1) Кетъ протекаетъ по мѣстамъ малонаселеннымъ, во 2) частые изгибы Кети чрезвычайно затрудняютъ ходъ парохода, ведущаго баржу, въ 3) она мелка при обыкновенномъ состоянiи воды и на ней часты песчаные насосы, въ 4) путь отъ с. Маковскаго къ г. Енисейску болотисть и проложить другой болѣе удобный не представляется возможности и 5) развитiе пароходства по Кети можетъ быть полезно лишь для г. Енисейска и золотыхъ промысловъ Сѣверной системы.

По сравненiи этихъ неблагопрiятныхъ условий для плаванiя по Кети съ условiями, представляемыми рѣкой Чулымомъ, снова возникла мысль, что усиленiе пароходства на послѣдней, чрезъ соединенiе ея капаломъ съ Енисеемъ, принесетъ несравненно больше пользы для края, такъ какъ Чулымъ, хотя тоже течетъ извилисто, но повороты на немъ не крутые и имѣютъ большiе радiусы,— опъ значительно глубже, а главное течетъ южнѣе Кети, чрезъ населенные мѣстности и на немъ сущзествуетъ уже пароходство до г. Ачинска.

Вслѣдствiе такихъ соображенiй и въ виду предполагаемыхъ изслѣдованiй в 1872 г. Ангарскихъ пороговъ, р. р. Уды и Кана Г. Генералъ-Губернаторомъ были изысканы средства и командированъ въ Сентябрѣ мѣсяцѣ техникъ въ Ачинскiй округъ для изслѣдованiя возможности прорытiя канала.

Результатъ изслѣдованiя мѣстности и фарватера Чулыма оказался слѣдующiй: самое удобное мѣсто для соединенiя каналомъ р. р. Енисея и Чу-

— 29 —

лыка въ Новоселовской волости, Минусинскаго округа, между деревнями Яновой и Мало-Тумнинской; разстоянiе между рѣками 12 верстъ 322 саж. и на этомъ мѣстѣ находится рѣчка «Чергарокъ», представляющая собою какъ бы естественный каналъ; длина ея 5 верстъ 357 саж., слѣдовательно земляныя работы потребовались бы на пространствѣ 7 верстъ. По нивелировкѣ оказалось, что вершина рѣчки возвышается надъ Енисеемъ на 59,71саж., затѣмъ въ высшей точкѣ перевала мѣстность на разстоянiи 3 верстъ постепенно поднимается и доходитъ до высоты 98, 84 саж. Отъ высшей точки перевала мѣстность къ Чулыму идетъ съ большимъ уклономъ и спускается къ Чулыму на 37 саж.

Изслѣдованiе это привело къ слѣдующимъ заключенiямъ: 1] разность горизотовъ на столь близкомъ между собою разтоянiи рѣкъ, при прорытiи канала, потребуетъ громадныхъ гидротехническихъ сооруженiй; 2. площадь сѣченiя для выемки равняется 687 кв. саж., а въ высшей точкѣ поперечнаго сѣченiя площадь будетъ болѣе 1100 кв. саж.; объемъ же, соображаясь съ различными профилями канала, при естественномъ уклонѣ, будетъ болѣе миллiона куб. саж.; 3) на рѣчкѣ Чегарокъ, имѣющей очень крутое паденiе, потребуется цѣлая система шлюзовъ; 4.) рѣка Чулымъ представлчетъ затрудненiя по мелководiю своему и извилинамъ. Для уравненiя слива водъ потребуется уничтоженiе множества мельницъ на ней, а выпрямленiе рѣки, тоже необходимое, возможно только въ верховьяхъ, гдѣ она течетъ въ низменной мѣстности; в другихъ же мѣстахъ по крутизѣ береговъ будетъ представлять большiя затрудненiя.

Все это вмѣстѣ взятое потребуетъ для исполненiя предпрiятiя капитала въ нѣсколько миллiоновъ, не смотря на то, что другiя условiя благопрiпятствуютъ для производства работъ: лѣсъ строевой можно за безцѣнокъ доставить какъ въ окрестностяхъ Енисея, такъ и Чулыма, строительный камень находится въ окрестностяхъ, извѣстняки около с. Новоселовскаго, въ рабочихъ рукахъ недостатка не можетъ быть, такъ какъ одна Новоселовская волость можетъ послѣ 1-го Сентября ывставить легко болѣе 5000 челов.

F_24_9_0207-0026

— 28 —

дальше по Чулыму отъ Ачинска вверхъ, до того мѣста, гдѣ онъ близко подходитъ къ Енисею, и прорытiя разъединяющаго эти рѣки материка.

Въ 1869 г. приплылъ въ с. Маковское, Яланской волости, Енисейскаго округа, отстоящее отъ г. Енисейска на 96 верстъ, по рѣкѣ Кети пароходъ изъ Тобольска; почему, въ виду вѣроятнаго развитiя пароходства по этому пути, былъ командированъ чиновникъ для собранiя свѣденiй о форватерѣ р. Кети, о возможности устройства пристани и о проложенiи кратчайшей дороги до г. Енисейска. Добытыя этимъ путемъ свѣденiя показали, что серьезнаго значенiя пароходству по Кети, даже если бы оно развилось, давать не возможно, такъ какъ, во 1) Кетъ протекаетъ по мѣстамъ малонаселеннымъ, во 2) частые изгибы Кети чрезвычайно затрудняютъ ходъ парохода, ведущаго баржу, въ 3) она мелка при обыкновенномъ состоянiи воды и на ней часты песчаные насосы, въ 4) путь отъ с. Маковскаго къ г. Енисейску болотисть и проложить другой болѣе удобный не представляется возможности и 5) развитiе пароходства по Кети можетъ быть полезно лишь для г. Енисейска и золотыхъ промысловъ Сѣверной системы.

По сравненiи этихъ неблагопрiятныхъ условий для плаванiя по Кети съ условiями, представляемыми рѣкой Чулымомъ, снова возникла мысль, что усиленiе пароходства на послѣдней, чрезъ соединенiе ея капаломъ съ Енисеемъ, принесетъ несравненно больше пользы для края, такъ какъ Чулымъ, хотя тоже течетъ извилисто, но повороты на немъ не крутые и имѣютъ большiе радiусы,— опъ значительно глубже, а главное течетъ южнѣе Кети, чрезъ населенные мѣстности и на немъ сущзествуетъ уже пароходство до г. Ачинска.

Вслѣдствiе такихъ соображенiй и въ виду предполагаемыхъ изслѣдованiй в 1872 г. Ангарскихъ пороговъ, р. р. Уды и Кана Г. Генералъ-Губернаторомъ были изысканы средства и командированъ въ Сентябрѣ мѣсяцѣ техникъ въ Ачинскiй округъ для изслѣдованiя возможности прорытiя канала.

Результатъ изслѣдованiя мѣстности и фарватера Чулыма оказался слѣдующiй: самое удобное мѣсто для соединенiя каналомъ р. .р Енисея и Чу-

— 29 —