колай", „Гленморъ" и „Скотія" Компаніи пароходства по р. Енисею. Между Енисейскомъ и Туруханскомъ совершали рейсы пароходы „Игнатій" наслѣдниковъ Енисейскаго купца Кытманова; „Енисей" Ко пароходства по р. Енисею; „Анна" Енисейскаго мѣщанина Буданцева; „Москва“ крестьянина Туруханскаго края Владимірова и „Туруханецъ" Минусинскаго купца Пашенныхъ, а также „Скотія". Эти послѣдніе пароходы совершаютъ по два рейса въ навигацію, въ цѣляхъ рыбопромышленности и торговли. Въ лѣто 1901г. на означенныхъ пароходахъ изъ Енисейска въ Туруханскъ доставлялись хлѣбъ, разные съѣстные продукты и другіе товары для жителей Туруханскаго края, а оттуда вывозились рыба, икра, шкуры пушныхъ звѣрей и пухъ, добываемые черезъ мѣновую торговлю. Кромѣ пароходовъ въ 1901 году по р. Енисею прошло внизъ до Енисейска и Туруханска около 45 баржей и судовъ и до 60 плотовъ и лодокъ, преимущественно съ хлѣбомъ и другими съѣстными продуктами изъ Минусинска и Красноярска.
Судоходное сообщеніе съ Минусинскомъ затрудняется существованіемъ въ раіонѣ Минусинскаго уѣзда на р. Енисеѣ пороговъ и мелей, почему правильныхъ пароходныхъ рейсовъ въ отчетномъ году не совершалось, но во время полноводья поддерживали сообщеніе пароходы Сибирской желѣзной дороги. Енисейскаго товарищества и др., а также сплавъ грузовъ происходилъ на баркахъ и плотахъ. Главными вывозными грузами изъ Минусинска были хлѣбъ, домашній скотъ, животные продукты и другія произведенія сельскаго хозяйства.
Въ Ачинскомъ уѣздѣ судоходство существуетъ по р. Чулыму, на которой расположенъ г. Ачинскъ, и по р. Енисею, протекающему черезъ Даурскую волость. Черезъ село Даурское въ отчетномъ году прошло 8 пароходовъ и 24 барки, на пристани его нагружено около 30000 пудовъ товара, состоявшаго изъ разныхъ мѣстныхъ произведеній. Въ г. Ачинскъ приходило 9 пароходовъ и 9 баржей; отправлено 9 пароходовъ и 10 баржей (одна находившаяся на зимовкѣ); груза привезено 224004 пуда, состоявшаго изъ соли и мануфактурнаго товара, и вывезено 77510 пудовъ, преимущественно муки, невыдѣланныхъ кожъ, чая и разныхъ продуктовъ сельскаго хозяйства.
Другихъ судоходныхъ рѣкъ въ Енисейской губерніи не имѣется, такъ какъ протекающая черезъ Енисейскій уѣздъ р. Ангара хотя и весьма значительныхъ размѣровъ, но по причинѣ существующихъ на ней пороговъ и сильной быстроты теченія для пароходства затруднительна и сообщеніе по ней происходитъ лишь на особыхъ лодкахъ, по мѣстному „илимкахъ".
На сооружаемомъ, на основаніи Высочайшаго новелѣпія, отъ 27 іюля 1881 г., Обь-Енисейскомъ водномъ каналѣ, въ отчетномъ году производились слѣдующія работы:
I) На 179 верстѣ, стана Георгіевскаго: а) по рѣкѣ М. Касу производились работы по постройкѣ шлюза и плотины; постройка ихъ закончена вполнѣ; б) тамъ-же построены: баржа, размѣромъ 12.00х3.0х0.75 саж., три килевыя шлюбки и одна шлюзная лодка.
II) На протяженіи пути производились разныя жилыя и хозяйственныя постройки.